320/2010-13550(1) АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6 info@arbitr-nso.ru, http://novosib.arbitr.ru Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е г. Новосибирск Дело № А45-1998/2008 «28» января 2010 года Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2010 года. Полный текст решения изготовлен 28 января 2010 года. Арбитражный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Карбовской И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Перминовой О.К., рассмотрел в открытом судебном заседании материалы искового заявления Заместителя военного прокурора Сибирского военного округа, г. Новосибирск к 1. Администрации муниципального образования Мочищенский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области и 2. обществу с ограниченной ответственностью «АгроСиб», г. Новосибирск, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области, г. Новосибирск, 2. Министерство обороны Российской Федерации, г.Москва и 3. Администрация Новосибирской область, г. Новосибирск о признании недействительной ничтожной сделки, применении последствий ее недействительности, в судебном заседании арбитражного суда по результатам проверки полномочий приняли участие представители: от истца: Баранов С.С., служебное удостоверение ВО № 001450 от 10.07.2008, от ответчиков: 1. не явился, уведомлен надлежаще, А45-1998/2008 2 2. Крупин Д.А., доверенность от 10.11.2009, от третьих лиц: 1. не явился, уведомлен надлежаще, 2. Журин С.В., доверенность № 87а от 26.01.2010, 3. не явился, уведомлен надлежаще. В судебном заседании суд У С Т А Н О В И Л: Заместитель военного прокурора Сибирского военного округа обратился в арбитражный суд Новосибирской области в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Мочищенский сельсовет» Новосибирского района Новосибирской области (администрация МО «Мочищенский сельсовет») и обществу с ограниченной ответственностью «АгроСиб» (ООО «АгроСиб») о признании ничтожной сделки – договора аренды №134 от 10.02.2006 земельного участка общей площадью 25,45га с кадастровым номером 54:19:101102:0023, по адресу пос. Карьер Мочище Новосибирского района Новосибирской области, с дополнительным соглашением от 11.05.2006, и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «АгроСиб» освободить земельный участок. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.04.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2008, в удовлетворении иска было отказано в полном объеме. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 06.11.2008 принятые судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области. При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.03.2009 исковые требование удовлетворены в полном объеме. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.03.2009 оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.09.2009 принятые А45-1998/2008 3 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области При повторном рассмотрении дела Арбитражным судом Новосибирской области истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет исковых требований. Вместо требования о применении последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания ООО «АгроСиб» освободить земельный участок, истец просит применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «АгроСиб» возвратить находящийся у него в незаконном владении земельный участок его собственнику – Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации. В порядке ч.1 ст. 51 Арбитражно-процессуального кодекса истцом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области, Министерство Обороны РФ. С учетом постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.09.2009 и мнения лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Новосибирской области определением от 25.11.2009 привлек к участию в деле Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области, Министерство Обороны РФ, Администрацию Новосибирской области. ООО «АгроСиб» в порядке ч.1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (на стороне ответчика) - Территориального управления Росимущества по Новосибирской области. Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.01.2010 указанное ходатайство оставлено без удовлетворения. Администрация МО «Мочищенский сельсовет», Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области и А45-1998/2008 4 Администрация Новосибирской области, уведомленные надлежаще о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. Дело в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствии. Свои требования истец основывает на ст.ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что оспариваемым договором были нарушены положения ст. 422, 607, 608, 1104 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст. 10 ФЗ «Об обороне» и ст. 87 Земельного Кодекса Российской Федерации. Возникновение права федеральной собственности на земельный участок, предоставленный в аренду ООО «АгроСиб» по спорному договору, истец основывает на государственном акте от 21.10.1971, в соответствии с которым земельный участок площадью 276,6 га был предоставлен Сибирскому военному округу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указанный земельный участок никогда из ведения Сибирского военного округа в установленном порядке не изымался, инвентаризации не подвергался. Истец полагает, что поскольку ранее по государственному акту от 21.10.1971 земельный участок был предоставлен Сибирскому военному округу, то в силу закона (ст. 10 ФЗ «Об обороне») на него возникло право федеральной собственности. Предоставленный ООО «АгроСиб» земельный участок входит в состав земельного участка, предоставленного Сибирскому военному округу по государственному акту от 21.10.1971. В этой связи администрация МО «Мочищенский сельсовет» не имела полномочий на заключение оспариваемого договора, так как не являлась собственником земельного участка. Истец просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. ООО «АгроСиб» представило отзыв на исковое заявление, полагает, что требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. При этом ООО «АгроСиб» ссылается на следующие обстоятельства. В силу ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации реституция применяется между сторонами по сделки в виде возврата всего полученного в натуре либо возмещения его стоимости в деньгах. Истцом не предоставлены А45-1998/2008 5 доказательства того, что в 1971г. земля была предоставлена для нужд обороны. На момент принятия ФЗ «Об обороне» земельный участок не находился в пользовании Вооруженных сил Российской Федерации. Истец не указал нарушения норм материального права при проведении инвентаризации земель и оформлении государственного акта в 1996г. ООО «АгроСиб» ссылается на ст. 45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которой государственный кадастровый учет, произведенный до вступления в силу данного закона, являются юридически действительным и не содержит сведений об отнесении соответствующего земельного участка к землям обороны. Кроме того, ООО «АгроСиб» ссылается на отсутствие земельного участка, ранее предоставленного по государственному акту от 21.10.1971, как объекта гражданских прав в силу ст. 11.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, так как произведено деление земельного участка. В отзыве на исковое заявление департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области ссылается на то обстоятельство, что истец не доказал факт отнесения земли к землям обороны, а перевод земельного участка из одной категории в другую произведен в соответствии с требованиями действовавшего на тот период законодательства – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ от 21.12.2004. Администрация Новосибирской области предоставила отзыв на исковое заявление, в котором полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Согласно Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров союзных республик или Совета министров автономной республики, либо решения соответствующего исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся, в которых указываются цель предоставления земельных участков и условия пользования землей. Соответствующего решения не предоставлено. Нет возможности установить содержание государственного акта 1971 г., так как А45-1998/2008 6 предоставлены копии листов р азличных документов, которые по содержанию не соотносятся друг с другом. Права на земельный участок не могут быть подтверждены государственным актом 1971г., так как он в силу п.9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» утратил силу, а право подтверждается государственным актом 1996г., выданным по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФРС № 493 от 17.09.1991. Инвентаризация земель обороны была проведена на основании Закона РСФСР «О бюджетной системе РФ на 1 квартал 1992 года». Представитель Министерства обороны Российской Федерации письменного отзыва на иск не представил, в судебном заседании сказал, что поддерживает позицию истца, просит исковые требования удовлетворить. Исследовав обстоятельства дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Между муниципальным образованием Мочищенский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области и ООО «АгроСиб» был заключен договор аренды земельного участка №134 от 10.02.2006, в соответствии с которым на условиях аренды ООО «АгроСиб» был передан земельный участок общей площадью 25,45га с кадастровым номером 54:19:101102:0023, по адресу пос. Карьер Мочище Новосибирского района Новосибирской области. Дополнительным соглашением от 11.05.2006 были внесены изменения в заключенный договор аренды и изменена категория земли с земель запаса на земли сельскохозяйственного назначения. Требования истца основаны на предоставлении земельного участка Сибирскому военному округу по государственному акту от 21.10.1971. Решением Новосибирского областного арбитражного суда от 18.08.1993 по делу № КСУ-167 установлен факт выдачи государственного акта от 21.10.1971 исполкомом Новосибирского районного Совета депутатов трудящихся Сибирскому военному округу, в соответствии с которым последнему предоставлено в постоянное пользование 276,6 га земли у карьера «Мочище», на которой размещен военный городок 84-136 и войсковые части. Между тем А45-1998/2008 7 в рамках настоящего дела истцом в подтверждение существования соответствующего государственного акта были предоставлены копии листов, из содержание которых не представляется возможным установить точное содержание государственного акта от 21.10.1971. На одном из листов предоставленной копии документа описание границ указано поворотными точками (от А до Б, от Б до В, от В до Г, от Г до Д). На втором листе (плане земель, предоставленных в постоянное пользование), указанные поворотные точки отсутствуют. Исходя из предмета заявленных исковых требований, правовое значение имеет не сам факт наличия соответствующего государственного акта от 21.10.1971, который установлен решением Новосибирского областного арбитражного суда от 18.08.1993 по делу № КСУ- 167, а факт включения земельного участка, предоставленного ООО «АгроСиб» в аренду на основании оспариваемого договора, в границах земельного участка, предоставленного Сибирскому военному округу по государственному акту от 21.10.1971. По предоставленным истцом в качестве государственного акта 1971г. отдельным листам документа не представляется возможным установить точное расположение земельного участка и соответственно установить факт совпадения земельного участка, предоставленного Сибирскому военному округу, с земельным участком, предоставленным ООО «АгроСиб». Вместе с тем заслуживают внимания доводы представителей Администрации Новосибирской области и ООО «АгроСиб» о том, что на момент выдачи государственного акта от 21.10.1971 действовали Основы земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик, утвержденные Законом СССР №340-YII от 13.12.1968, которые устанавливали, что земельные участки предоставляются в пользование только в порядке отвода, который осуществляется на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывается цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. При А45-1998/2008 8 отсутствии в материалах дела соответствующего решения (постановления) у суда отсутствуют правовые основания для выводов относительно предоставления Сибирскому военному округу земельного участка в установленном законом порядке. В материалах дела нет доказательств, указывающих на цель предоставление земельного участка и основные условия пользования землей, как этого требовали нормы действовавшего на тот момент законодательства (на момент выдачи государственного акта от 21.10.1971). Принимая во внимание предмет заявленных исковых требований и указания кассационной инстанции в постановлении от 08.09.2009, суд считает необходимым дать правовую оценку инвентаризации земель. В соответствии со ст. 18 Закона РФ № 2246-1 от 24.01.1992 «О бюджетной системе Российской Федерации на 1 квартал 1992г.» Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации совместно с главным командованием Вооруженных сил и исполнительными органами местных советов народных депутатов поручено провести в 1 полугодии 1992г. инвентаризацию земельных участков, используемых в интересах обороны, и принять меры по передаче местным органам государственной власти неиспользуемых и излишних земель. На момент принятия указанного выше закона действовало постановление Совета Министров – Правительства РФ от 12.07.1993 № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам», которым было утверждено Положение «О порядке проведения инвентаризации земель», в силу п. 7 которого было установлено, что обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельных участков рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель. Постановлением Администрации Новосибирской области от 14.07.1992 № 245 «Об А45-1998/2008 9 инвентаризации земель, находящихся в пользовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ на территории Новосибирской области» были утверждены обобщенные материалы инвентаризации. Данным постановлением предписывалось Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам области, институту «ЗапсибНИИгипрозем» совместно с командованием округа, родами войск, обеспечить в 1992г. выдачу государственных актов на право пользования землей нового образца с учетом проведенной инвентаризации. В соответствии с п.8 Положение «О порядке проведения инвентаризации земель» утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. Впоследствии на основании постановлений Администрации Новосибирской области №667 от 22.11.1995 «Об отводе земель предприятиям, организациям и учреждениям для общественных нужд на территории Новосибирского района» и №65 от 05.02.1996 «Об инвентаризации земельных участков квартирно- эксплуатационного управления Сибирского военного округа» в постоянное пользование КЭУ СибВО был предоставлен земельный участок общей площадью 242,16 га и выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей № НСО-19-000679. При этом в силу п. 3.1. постановления Администрации Новосибирской области № 65 от 05.02.1996 земельный участок, впоследствии переданный ООО «АгроСиб» по оспариваемому договору, предоставлен КЭУ СибВО во временное пользование сроком на 3 года для индивидуального жилищного строительства из фонда перераспределения «Войсковой». В установленном действующем законодательством РФ порядке СибВо не оформило права на земельный участок площадью 25,45 га. Именно этот участок является смежным с земельным участком площадью 242,16 га, предоставленным СибВО по государственному акту 1996г. (границы участка обозначены точками А-Б на чертеже границ, государственного акта №НСО-19-000679). При таких обстоятельствах в соответствии с постановлением территориальной администрации Новосибирского района Новосибирской области №8 от А45-1998/2008 10 17.01.2000 «Об отводе земельных участков организациям и гражданам» (п.5) земельный участок площадью 25,45 га, ранее предоставленный на основании постановления Администрации Новосибирской области №758 от 29.12.1995 был изъят и зачислен в фонд перераспределения земель. В данном случае постановление было издано в рамках полномочий районной администрации в области использования земель в соответствии с п.1 ст.60 Закона РФ №1550-I от 06.07.1991 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». При таких обстоятельствах инвентаризация земли была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, в результате которой в соответствии с государственным актом №НСО-19- 000679 КЭУ СибВО было предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 242,16 га. Что же касается земельного участка площадью 25,45 га, который впоследствии был предоставлен ООО «АгроСиб» по оспариваемому договору, то он ни входит в земельный участок, предоставленный СибВО по указанному выше акту, и какие-либо вещные права на него в установленном законом порядке за СибВО не закреплялись. Существенным является и то обстоятельство, что государственный акт №НСО-19-000679 был оформлен по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей». Выдача указанного акта была произведена в соответствии с инструкцией «О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», по п.1.5. которой перерегистрация прав на земельный участок с выдачей нового государственного акта производится в связи с укрупнением или разукрупнением землевладения, а также в случае внесения в площадь или расположение земельного участка значительных изменений. В данной ситуации проведение работ по инвентаризации земли как раз и привели к необходимости выдачи нового государственного акта на А45-1998/2008 11 основании полученных при инвентаризации сведений. Кроме того, истцом совершенно не приняты во внимание положения п.9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» №137-ФЗ от 25.10.2001, в соответствии с которыми установлено, что признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей». Анализ указанных выше правовых норм свидетельствует о том, что государственные акты, включая государственный акт от 21.10.1971 утратили силу в связи с оформлением (выдачей) в 1996г. нового государственного акта №НСО-19-000679, который является действительным, имеет юридическую силу и подтверждает вещные права СибВО на земельный участок площадью 242,16га. В этой связи государственный акт от 21.10.1971 не может подтверждать права СибВо на земельный участок, предоставленный ООО «АгроСиб» по оспариваемому договору. Отсутствие доказательств предоставления земельного участка СибВо в установленном законом порядке не позволяет сделать вывод об отнесении земли к федеральной собственности. На момент оформления государственного акта №НСО-19-000679 действовал Закон РФ «Об обороне» №3531-1 от 24.09.1992, который не устанавливал, что земли обороны являются федеральной собственностью. Не установлена федеральная собственность на землю Земельным Кодексом РСФСР. Только Федеральным Законом «Об обороне» №61-ФЗ от 31.05.1996 в ст. 1 было установлено, что земли, предоставленные Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Отсутствие доказательств предоставления СибВО земельного участка, А45-1998/2008 12 переданного ООО «АгроСиб» на основании оспариваемого договора, на момент вступления в силу указанного закона свидетельствует об отсутствии оснований для возникновения федеральной собственности на землю. Невозможность возникновения федеральной собственности на землю подтверждается и ст. 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой федеральной собственностью являются земли, занятые объектами обороны. Истец не предоставил доказательств, подтверждающих нахождение на земельном участке с кадастровым номером 54:19:101102:0023 каких-либо объектов обороны и безопасности. Факт отсутствия объектов на земельном участке подтверждается п.1.2. оспариваемого договора. Дальнейшее распоряжение земельным участком, включая его предоставление ООО «АгроСиб» по оспариваемому договору никоим образом не нарушает права и законные интересы Российской Федерации, так как земельный участок с кадастровым номером 54:19:101102:0023 не является федеральной собственностью, а распоряжение данным земельным участком произведено уполномоченным лицом – администрацией МО «Мочищенский сельсовет» (ч. 2 ст. 10 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ»), что свидетельствует об отсутствии нарушений ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды земельного участка №134 от 10.02.2006. Последующие действия по переводу земельного участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения не имеют правового значения при рассмотрении заявленных исковых требований, т.к. производилось распоряжение земельным участком, который не является федеральной собственностью. Между тем следует отметить, что перевод земель из одной категории в другую осуществлен на основании распоряжения Администрации Новосибирской области №212-ра от 11.05.2006, изданного в соответствии с Федеральным Законом №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. В ст. 4 указанного закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земли из одной категории в другую. Судом А45-1998/2008 13 не установлено каких-либо оснований, которые бы препятствовали переводу земельного участка 54:19:101102:0023 из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Суд считает обоснованными ссылки ООО «АгроСиб» на ст. 45 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007, в которой установлено, что государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законом порядке до дня вступления в силу данного закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются учтенными в соответствии с данным законом. В соответствии с кадастровым паспортом от 26.05.2009 земельный участок с кадастровым номером 54:19:101102:23 (предыдущий кадастровый номер 54:19:101102:0023) является самостоятельным объектом гражданских прав и обременен арендой. При этом установлено разрешенное использование данного земельного участка – для жилищного строительства. Из документов государственного кадастра недвижимости установлена категория земли – земли населенных пунктов. Между тем, согласно распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №2019-р от 28.12.2005 произведено разделение ранее учтенного земельного участка СибВО в Новосибирском районе, в результате которого образовано 16 самостоятельных земельных участков. Согласно выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.12.2009 права на часть земельных участков, поименованных в указанном распоряжении, были зарегистрированы за Российской Федерацией. Однако, указанное распоряжение не содержит сведений о включении в границы образованных 16-ти земельных участков земельного участка, предоставленного на основании спорного договора ООО «АгроСиб». Следовательно, на данный момент не существует земельный участок, ранее предоставленный СибВО ни по государственному акту от 21.10.1971, ни по государственному акту №НСО-19-000679. В соответствии со ст.11.1 Земельного Кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой А45-1998/2008 14 определены в соответствии с федеральными законами. При этом в силу ст. 11.4 Земельного Кодекса РФ установлено, что при разделе земельного участка образуюся несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают факт существование земельного участка с кадастровым номером 54:19:101102:0023 как самостоятельного объекта гражданских прав и не свидетельствуют о том, что данный земельный участок является федеральной собственностью и относится к землям обороны. Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для признания ничтожной сделки – договора аренды №134 от 10.02.2006 земельного участка общей площадью 25,45га с кадастровым номером 54:19:101102:0023, по адресу пос. Карьер Мочище Новосибирского района Новосибирской области, с дополнительным соглашением от 11.05.2006. Отсутствие оснований для признания недействительным договора свидетельствует о необоснованности требования о применении последствий недействительности сделки. Кроме того, в силу ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве последствий недействительности сделки предусмотрен возврат каждой из сторон всего полученного по сделке. Об этом указано и в постановлении Федерального арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 08.09.2009 по настоящему делу. Последствия недействительности сделки могут быть применены лишь к сторонам этой сделки. Оспариваемый договор аренды был заключен между муниципальным образованием Мочищенский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области и ООО «АгроСиб». Требование же возвратить земельный участок собственнику – Российской Федерации, не основаны на ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и также не подлежат удовлетворению. В иске следует отказать. В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине по иску относятся на истца. Истец освобожден от уплаты государственной А45-1998/2008 15 пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд – Р Е Ш И Л : В иске отказать. Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании. Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия. Порядок и сроки обжалования решения сторонам разъяснен в судебном заседании. Согласно ст. 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента его вынесения, в суд кассационной инстанции – в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, в суд надзорной инстанции – в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности проверки в судебном порядке настоящего решения. Судья И.В. Карбовская